image description
 

Республиканский отряд специального назначения «ЗУБР»

Как готовят поисковых собак в кинологической службе МЧС (СБ. Беларусь сегодня)

794

Первое, что я увидела, когда меня достали из-под завала бетонных конструкций, была... счастливая собачья морда. Читатели, не пугайтесь. Ничего страшного не случилось. Пострадала я понарошку. Однако для лабрадора-ретривера Габи все было по-настоящему. Она одна из тех самых уникальных поисковых собак, на счету которых сотни спасенных жизней. Знакомимся с ней и Виталием Орловым, спасателем-кинологом центра поисково-спасательных работ и пожаротушения Республиканского отряда специального назначения МЧС. 

Курс молодого бойца

Вообще-то четвероногих напарников у спасателя Орлова двое. Опытный боец Габи и ее подрастающая преемница — четырехмесячная Таисия. Любопытный момент: азам профессии малышку нынче обучает не только Виталий, но и… сама Габи.

— Щенок видит, как ведет себя опытный боец, и начинает имитировать поведение старшего, — объясняет нюансы кинолог. — Для начала, например, учится просто ходить по завалам, потом задания усложняются. Наша финальная цель — сделать так, чтобы собака смогла найти человека.

Отношения Габи и Таисии дружескими, правда, не назовешь. Деловыми — с натяжкой. Что говорить, девочки. Слишком уж ревнует старшенькая младшенькую к Виталию. В рядах спасателей он более 17 лет. Кинологом стал еще в армии. А после перешел в МЧС. С Габи бок о бок работают около восьми лет. За это время объездили полмира — участвовали в специализированных учебных соревнованиях. Казахстан, Россия, Польша, Украина, Дания, Сербия... География обширна.

 — Много где были, много где побеждали. Габи — одна из самых опытных в отряде. Нужно понимать, что собаки — это не техника, которая работает как часы. Они тоже устают, у них тоже бывает плохое настроение. Как и люди, делятся по типу темперамента. Поэтому найти общий язык бывает непросто.

«Спеться», пожалуй, еще сложнее. Собаки проходят настоящий кастинг. Ошибешься с выбором, не сойдешься характером — загубишь карьеру потенциального мохнатого коллеги. Поменять кинолога проблематично. Тестируют четвероногих спасателей еще щенками. Сразу видно, активный щенок или нет, чего именно боится. Пес ко всему прочему изначально должен обладать набором определенных качеств. Воспитать собаку, в общем, словно воспитать дитя.

— Поэтому мы с Габи как одно целое — это мой боевой товарищ, мой друг, что уж говорить, мой ребенок, которого я вырастил из маленького комочка. И Таю сейчас так воспитываю. 

Не каждой собаке по зубам 

В кинологическом отряде работают только с овчарками и лабрадорами-ретриверами. Они наиболее выносливы, неагрессивны. Служба не из простых. Ситуации бывают разные. В том числе и такие, когда на счету каждая минута. 

— Собака не понимает, на учебное она вышла задание или боевое, — замечает Виталий Орлов, — поэтому каждая тренировка приближена к реальности. На них в качестве «потеряшек» мы приглашаем и гражданских, и бойцов других подразделений. Почему не обходимся своими силами? Ведь как пахнет тот или иной боец нашего отряда, собаки выучили уже наизусть, а значит, найдут их очень быстро.

Для более опытных собак задания усложняются. Кинологи раскладывают так называемые ложные закладки — чужие куртки, какие-то вещи, баночки с едой. Для того чтобы, например, при обрушении жилого здания собака не реагировала на посторонние ароматы. Ведь, говорит Виталий, пахнет от самого человека и от его вещей по-разному:

— У человека, который находится под завалами, даже на тренировках происходит выброс адреналина. Собака должна научиться распознавать именно этот запах. А кроме того, она обязана молниеносно реагировать на указания кинолога. Потому что, если кто-то, к примеру, заблудился в лесу, а в это время пошел дождь, запах человека будет улетучиваться с каждой секундой. 

Добиться такого послушания можно только постоянными тренировками, которые зачастую длятся по шесть часов в день. Делятся они на физические и психологические. 

Проводятся в лесах, на площадках, даже при громких выстрелах. В общем, в самых разнообразных условиях. С кинологами их четвероногие напарники всегда: дома, в городе, в общественном транспорте. Своего коллегу (да и других людей) псы бояться не должны!

— Есть у нас и такое упражнение. Собак в связке с кинологами… десантируют с высоты около 50 метров, — рассказывает Виталий. — Но для этого между псом и человеком должно быть полное доверие. 

Одна служба на двоих

График у собак-спасателей круглосуточный. Приступить к заданию они должны в любой момент. Рассказывая об этом, Виталий Орлов вспоминает свой первый серьезный выезд. Кинологу позвонили утром, когда после службы он уже успел вернуться домой. Лететь предстояло в Краснополье. В местной школе обрушилась крыша… Фронт заданий бойцу очертили по прилете. Работать, признается, было тяжело. Как в моральном плане, так и технически:

— Было очень много людей. Они выносили мусор, разгребали бетон, искали пострадавших и умерших. И все это мешало работе поисковой собаки. Поэтому мне пришлось попросить их взять паузу и уйти за пределы спортзала. Выждал три минуты, чтобы «сменился воздух», и приступил к работе. Была такая тишина, что я слышал, как снежинки падают на лампы, тают и шипят... И от этого по коже бегали мурашки. Задача собаки в такой ситуации — найти предполагаемое местонахождение людей, чтобы спасателям не нужно было разбирать все завалы, а человека они искали в строго определенном месте и максимально быстро извлекли. 

Чем закончилась история, нашли ли кого-нибудь, спрашивать я не стала. Видела, тема для Виталия сложная.




Работать и работать

И о приятном. У Виталия и Габи есть свой ритуал. Перед каждым заданием кинолог надевает рабочую одежду и каску, тем самым давая собаке понять, что скоро на поиски. А прежде чем снять ошейник и отправить ее в бой, что-то ласково шепчет на ухо. Что именно? Никто не знает. Это только их тайна. 

Средний срок службы собаки в отряде — восемь лет, а потом пенсия, почет и лавры. Кстати, Габи своих уже удостоилась. Она стала прообразом для памятника четвероногому коллеге, который находится здесь же, на территории отряда. А еще она единственная в МЧС собака-терапевт. Получила диплом и удостоверение международного образца. И теперь ездит на праздники в детские приюты, хосписы, участвует в открытых мероприятиях и акциях министерства. Совсем скоро у Габи комиссия, на которой будут решать, продлят ли ей «собачий контракт». Виталий на этот счет спокоен. Смеется и говорит:

— Она в хорошей форме, ей еще работать и работать. Пока не научит Таю, отдыхать не пойдет. 

КСТАТИ

За 2020 год работниками в экосистемах было найдено около 680 человек. Большую помощь в поисках им оказали собаки.

Будь готов

Другие новости

Закрыть Закрыть Закрыть
Закрыть

Центральный аппарат МЧС

Территориальные управления

Департаменты

Закрыть